Мечта каждого собственника и руководителя иметь таких сотрудников, чтобы они делали то, что нужно. Но полагаясь на свой опыт и опыт других бизнесов чаще всего вывод один – это невозможно. В чем кроется секрет, что нужно сделать, чтобы сотрудники работали идеально?

Необходимо понять, достичь идеала невозможно, сотрудники – люди, а не роботы, но приблизиться к идеалу можно.

1. Все начинается с руководителя. С его установок.

Абсолютно во всех проектах я встречала такие установки — далеко не всегда они осознаны и далеко не всегда видны сразу. Чтобы двинуться дальше к заветной цели, очень важно проработать этот вопрос. Какой бы идеальной не была система управления, если есть негативные установки, система не сможет долго и качественно жить.

Что это может быть?

  • Если сотрудники уйдут, я потеряю бизнес.
  • Эти люди никогда не смогут работать по-другому, научиться чему-то.
  • Я так люблю своих сотрудников, они так давно у меня работают, если я им что-то скажу, я их обижу.
  • Мои сотрудники знают все, если придут новые, они долго будут обучаться.
  • Вокруг одни идиоты.
  • Мне нравится работать с красивыми женщинами (для руководителя мужчины), мне не нравиться работать с красивыми женщинами (для руководителя женщины).
  • Я за всех отвечаю, я все сам везу на себе.
  • Список можно продолжить…

Если вы узнали себя или выявили что-то похожее, это необходимо исправлять самостоятельно или при помощи профессионалов, так как проекция этих установок даст искажения на систему управления. Очень важно понять, что в компании правила устанавливает руководитель, что сотрудники могут работать по этим правилам, и это норма.

2. Далее все также продолжается с руководителя. С его профессиональных компетенций.

В большинстве своем бизнесы организовывают люди по типу своему предприниматели, их основные особенности: видение возможностей, смелость, вера в себя, способность рисковать и брать ответственность, они ориентированы на жизнь во вне, им не нравится разбирать бумаги, заниматься рутиной, системой, они даже склонны к большим амплитудам жизни, то вверх, то вниз. Это они зарождают бизнес и двигают его вперед. Но чтобы их идеи реализовывались, как правило, необходима структура, система, люди. А чтобы это сделать, нужен другой по сути человек: склонный к стабильности, структурности, готовый все интегрировать в систему, нацеленный на эффективность. Это уже не предприниматель, а менеджер. Эти два человека могут идти во главе компании вместе, они гармонично дополняют друг друга и усиливают друг друга.

Очень много проблем в компаниях связано с тем, что у предпринимателя нет такой пары, нет такого человека рядом. В итоге структура не отстраивается, компания работает не эффективно, ею очень сложно управлять. Выход из этой ситуации – это привлечь в компанию на постоянную работу менеджера, который бы простроил систему управления и администрировал ее, либо привлечь стороннего консультанта для построения системы и передачи ее выбранному в компании сотруднику для администрирования. Конечно, очень желательно, чтобы предприниматель хотя бы в общем понимал ключевые аспекты управления.

При наличии структуры управления, которая постоянно поддерживается, сотрудники четко понимают кто, что, когда и как должен делать, понимают ответственность, имеют возможность для творчества и отвечают за результат своей деятельности.

3. Все заканчивается подбором команды. Какая бы структура ни была, если люди подобраны неверно, они не обучены, они не смогут делать то, что нужно.

При подборе я использую три критерия:

  • Профессиональные компетенции — довольно легко оценить и научить при необходимости.
  • Принципы работы, культура работы — оценить и научить сложнее.

Для меня этот фактор является очень важным. Это то, как человек работает. Например: работу нужно сделать в срок; в случае невозможности — передоговориться; нести полную ответственность за свою работу; отвечать на письма в срок и т.д. По моим наблюдениям, люди, которые имеют высокую культуру работы, даже при более низкой профессиональной компетенции, добиваются большего.

  • Тип личности — оценить еще сложнее и также еще сложнее исправить.

Здесь разбег может быть очень широким: от психотипа до склонности к неформальным играм в организации, от преданности до лидерских качеств. Я всегда стараюсь смотреть на то, склонен ли человек к формированию неформальных групп против интересов организации, на ответственность, лояльность, честность, инициативность.

Подводя итоги, если руководитель имеет установки, которые ему помогают, имеет четкую, управляемую и эффективную систему управления, поддерживает ее, если его сотрудники подобраны верно, тогда вероятность того, что сотрудники будут делать то, что нужно, очень высока. Но важно понимать, что все, что перечислено выше – это труд и что полагаться только на сотрудников, что они же профессионалы и должны все делать сами по себе – одна из величайших иллюзий управления, так как организация – это система, а не отдельные элементы. Ее качество зависит от элементов, их соединения по тому правилу, по которому хочет руководство, а не сотрудники.

Но построив систему управления и подобрав сотрудников, начинается ежедневная работа. Нельзя расслабляться и запускать ее, иначе не имело смысла все это делать.

Имейте в виду, что, все, что установлено в организации должно работать до мелочей, либо носить рекомендательный характер. Как только начинают нарушаться правила в мелочах, либо прописанная система управления отличается от реальности в организации, сразу у сотрудников возникает желание нарушать все больше и больше, особенно у «любимчиков». Конечно, при составлении правил и функций необходимо их тестировать, смотреть на разумность, так как что-то может быть просто не выполнимо, все должно быть адекватно, и только после этого можно спрашивать с сотрудников. Очень важным аспектом в управлении является готовность уволить любого сотрудника, который нарушает правила.

Нарушения могут быстро распространиться в организации, так как они несут послабления в работе и меньшее напряжение. Поэтому так необходим контроль и принятие мер в случае нарушений. Ситуацию лучше не запускать, так как чем больше отклонений от правил и функций, тем тяжелее будет возвращать ее в норму.

Другие публикации